Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
В рамках презентации новой магистерской программы "Медиевистика" Школа исторических наук НИУ ВШЭ совместно с Соборной Палатой ПСТГУ представляют цикл публичных лекций "Медиевистика в Соборной Палате". Профессора и доценты Школы исторических наук, ведущие медиевисты страны, прочтут шесть научно-популярных лекций, посвященных темам своих исследований. Лекции проходят по субботам с 14:00 по 16:00.
У византийцев бытовало понятие «фовос василикос», то есть благоговение, смешанное со священным ужасом и восторгом перед императором. Как проявлялась эта эмоция у конкретных людей и всеми ли в Византии она разделялась? Что именно такой специфический ментальный настрой рассказывает нам о византийской цивилизации?
–––––––––
Рим, ставший из маленького города на Тибре мировой империей, с течением времени превратился в идею. По всей империи стояли храмы, посвященные богине Роме, т.е. гению Рима. Но вот за одно столетие IV век Рим принимает христианство, отвергающее всяких богов и героев. И все же идея Рима выживает: как в императорской репрезентации, так и даже в самом языке. Однако город Рим встает перед лицом кризиса: кто он теперь, после отъезда императора, после варварских разгромов, после крушения Западной империи? И тогда Рим обретает новую, христианскую идентичность: в мартириях мучеников, храмах Богоматери и обновленном Пантеоне.
Центральный как для восточно-, так и для западнохристианского мира сюжет, связанный с изображением главного из таинств, Причастия, пережил множество иконографических трансформаций от знакового изображения в катакомбах до наглядного, конкретного представления присутствия Христа в Святых дарах в эпоху Поздней готики. Лекция будет посвящена как иконографии Тайной вечери как одного из евангельских событий и ее месту в декоре западноевропейского церковного здания или рукописи, так и обзору способов изображения Евхаристии как таинства от эпохи Раннего христианства до Контрреформации.
"Право в контексте средневековой культуры"
Средние века не знали понятия "права человека". Однако это не означает, что Средневековье было темным временем, где не было права. Напротив, оно пронизывало все слои жизни средневекового человека – от его взаимоотношений с местным сеньором или, выше, с королем или императором, и до частных встреч на рынке или отношений с женой и детьми. Его присутствие можно найти не только в актах и частно-правовых договорах, но и в хрониках и даже в столь далеких от юридической материи текстах, как романсеро и плутовские романы. При этом, феодальный мир, в отсутствие государства, не знал единой иерархично выстроенной правовой системы, возникающей лишь в Новое время. Все его право было, по сути, частным, в то время как публичное право пробивалось с большим трудом и отстоять его удавалось, как правило, лишь очень дорогой ценой.
У византийцев бытовало понятие «фовос василикос», то есть благоговение, смешанное со священным ужасом и восторгом перед императором. Как проявлялась эта эмоция у конкретных людей и всеми ли в Византии она разделялась? Что именно такой специфический ментальный настрой рассказывает нам о византийской цивилизации?
Средневековые представления о мире зачастую считаются заранее заданной Библией догмой, строго контролируемой Церковью и схоластической системой образования. Этой догме якобы противостоит фольклор безмолвствующего большинства, ментальность варваров и простецов, волею судеб не зафиксированные надежными источниками. Такое представление не лишено основания, поэтому и описываются эти представления зачастую как система координат, остававшаяся почти неизменной на протяжении тысячелетия. На самом деле, ученая культура, латинская словесность этого тысячелетия активно развивалась. Именно она и сформировала ту картину мира, на основе которой выросла наука.