Термин «маньеризм» гораздо меньше знаком любителям искусства, чем «готика» или «Ренессанс». Он утвердился в истории искусства сравнительно поздно – лишь в начале ХХ столетия, – и до сих пор вызывает споры даже среди специалистов. Его оценки часто колеблются между противоположными крайностями: от превознесения до уничижения, от признания ценности вклада маньеризма в развитие европейского искусства и культуры до пренебрежительного отвержения его как времени кризиса, распада и упадка.
Эта противоречивость в оценках в значительной степени порождается противоречивостью самой эпохи. Период расцвета маньеризма – середина-вторая половина XVI в. – были одним из самых сложных витков исторической эволюции европейской цивилизации. Религиозный раскол, обозначившийся с началом Реформации, привел к существенному мировоззренческому сдвигу и десятилетиям религиозных и гражданских войн почти по всей Западной Европе. Разочарование в идеалах гуманизма вызвало страстные поиски новых духовных ориентиров. Массовое увлечение классической античностью сочетались с критицизмом, опровержением ее идеалов, смелыми поисками новых художественных форм. Это было время рефлексии, сосредоточения искусства на самом себе, поиска собственных законов и художественной теории, осознания ценности собственной «манеры» – время, когда писал Вазари, предсказавший название своей собственной эпохи.
Противоречия эпохи с особой яркостью выразились в архитектуре как искусстве, наиболее полно отражающем потребности времени. С одной стороны, архитекторы-маньеристы, как и мастера других видов искусств, были озабочены утверждением правил и законов своего ремесла. Теоретические трактаты С. Серлио, Дж. Бароцци да Виньолы, А. Палладио, провозглашали строгие нормы ордеров, незыблемые принципы архитектурной композиции, они способствовали профессиональному самоутверждению архитекторов. Эти труды на несколько столетий стали идеальными «учебниками» для будущих зодчих. С другой стороны, можно наблюдать показательный парадокс – даже сами создатели этих образцовых трудов в своей реальной практике зачастую нарушали свои же собственные правила, пренебрегали с таким трудом найденными и утвержденными нормами. Архитектура маньеризма, порой произвольная до вычурности, самим своим существованием, кажется, отвергала возможность какой-либо нормы, подчиняясь лишь полету фантазии ее творцов.
В нашей лекции мы попытаемся разобраться в том, как уживались столь противоречивые свойства в архитектуре маньеризма, и что нам сегодня может дать понимание памятников этой непростой эпохи.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.