Доклад Е. Д. Браун. " 'Эти беспокойные и подлые', 'непостоянные времена': Войны Роз в литературе английского романтизма."

Данный доклад посвящен одной из наиболее интересных граней исторической памяти о Войнах Роз – литературным образам конфликта, созданным в эпоху романтизма, т.е. в десятилетия, когда исторические романы были необычайно популярны и во многом определяли восприятие прошлого.

Искусство и культура 12+
Данный доклад посвящен одной из наиболее интересных граней исторической памяти о Войнах Роз – литературным образам конфликта, созданным в эпоху романтизма, т.е. в десятилетия, когда исторические романы были необычайно популярны и во многом определяли восприятие прошлого.
Такая постановка проблемы позволит дополнить существующие представления о механизмах формирования исторической памяти. Очевидно, что коллективная память о любом событии несравненно шире картины, которую можно найти в работах профессиональных историков. В рамках данного небольшого исследования созданный профессионалами сухой и схематичный рассказ о Войнах Роз будет сопоставлен с гораздо более живыми, насыщенными деталями художественными текстами.
В XIX в. о Войнах Роз писали на удивление мало. Основными источниками являются четыре романа: «Анна Гейерштейнская дева мрака» Вальтера Скотта (1829); «Приключения Перкина Уорбека» Мэри Шелли (1830); «Последний барон» Бульвер Литтона (1843); и «Черная стрела» Роберта Льюиса Стивенсона (1888).
Обобщенный образ Войн Роз выглядит предсказуемо мрачно, почти по-шекспировски: и историки, и романисты рисовали картину кровавых, смутных времен и братоубийственных распрей. Однако, при ближайшем рассмотрении оказывается, что писатели воспринимали прошлое куда спокойнее, чем их ученые коллеги. Историки видели в Войнах Роз эпоху «конституционного регресса» и подчеркивали, что «немногие периоды нашей истории вызывают такое отвращение». Романисты, напротив, превратили терзавшие Англию усобицы в объект мрачной национальной гордости. Более того, литературные произведения заложили основу для оправдания всех антигероев этой исторической драмы; именно с их подачи уже в ХХ в. были пересмотрены темные легенды о горбуне и убийце Ричарде III и «французской волчице» Маргарите Анжуйской. Т.о., применительно к Войнам Роз художественная литература задавала направление, в котором развивалась историография.
В заключение хотелось бы отметить, романтический взгляд на Войны Роз нередко оказывался на удивление продуктивным. Например, предложенная Мэри Шелли версия биографии Перкина Уорбека во многом созвучна последним научным открытиям в этой области. Возможно, всё дело в характере эпохи – происходившее в Англии во второй половине XV в. до такой степени напоминало приключенческий роман, что, выбирая самую красивую версию, мы зачастую ближе всего подходим к исторической правде.

Поделиться:

1100 дней назад
22 апреля 2021 18:00–20:00

Москва
Лихов переулок, дом 6, строение 1, Филаретовский зал (аудитория 104)
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов