Доклад Е. Д. Браун. " 'Эти беспокойные и подлые', 'непостоянные времена': Войны Роз в литературе английского романтизма."

Данный доклад посвящен одной из наиболее интересных граней исторической памяти о Войнах Роз – литературным образам конфликта, созданным в эпоху романтизма, т.е. в десятилетия, когда исторические романы были необычайно популярны и во многом определяли восприятие прошлого.

Искусство и культура 12+
Данный доклад посвящен одной из наиболее интересных граней исторической памяти о Войнах Роз – литературным образам конфликта, созданным в эпоху романтизма, т.е. в десятилетия, когда исторические романы были необычайно популярны и во многом определяли восприятие прошлого.
Такая постановка проблемы позволит дополнить существующие представления о механизмах формирования исторической памяти. Очевидно, что коллективная память о любом событии несравненно шире картины, которую можно найти в работах профессиональных историков. В рамках данного небольшого исследования созданный профессионалами сухой и схематичный рассказ о Войнах Роз будет сопоставлен с гораздо более живыми, насыщенными деталями художественными текстами.
В XIX в. о Войнах Роз писали на удивление мало. Основными источниками являются четыре романа: «Анна Гейерштейнская дева мрака» Вальтера Скотта (1829); «Приключения Перкина Уорбека» Мэри Шелли (1830); «Последний барон» Бульвер Литтона (1843); и «Черная стрела» Роберта Льюиса Стивенсона (1888).
Обобщенный образ Войн Роз выглядит предсказуемо мрачно, почти по-шекспировски: и историки, и романисты рисовали картину кровавых, смутных времен и братоубийственных распрей. Однако, при ближайшем рассмотрении оказывается, что писатели воспринимали прошлое куда спокойнее, чем их ученые коллеги. Историки видели в Войнах Роз эпоху «конституционного регресса» и подчеркивали, что «немногие периоды нашей истории вызывают такое отвращение». Романисты, напротив, превратили терзавшие Англию усобицы в объект мрачной национальной гордости. Более того, литературные произведения заложили основу для оправдания всех антигероев этой исторической драмы; именно с их подачи уже в ХХ в. были пересмотрены темные легенды о горбуне и убийце Ричарде III и «французской волчице» Маргарите Анжуйской. Т.о., применительно к Войнам Роз художественная литература задавала направление, в котором развивалась историография.
В заключение хотелось бы отметить, романтический взгляд на Войны Роз нередко оказывался на удивление продуктивным. Например, предложенная Мэри Шелли версия биографии Перкина Уорбека во многом созвучна последним научным открытиям в этой области. Возможно, всё дело в характере эпохи – происходившее в Англии во второй половине XV в. до такой степени напоминало приключенческий роман, что, выбирая самую красивую версию, мы зачастую ближе всего подходим к исторической правде.

Поделиться:

1478 дней назад
22 апреля 2021 18:00–20:00

Москва
Лихов переулок, дом 6, строение 1, Филаретовский зал (аудитория 104)
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

По номеру с вами свяжется организатор

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов